Урок Рисования в 3-А классе 11.11.2020
3 - А класс 11.11.2020 г.
Тема. Открытки. Создание
эскиза открытки или декоративной закладки.
Цель урока: Формирование
умений для создания поздравительной открытки или декоративной
закладки.
Образовательные: познакомить учащихся с терминами «открытка», «графика», с народным промыслом
«Золотая Хохлома»; научиться создавать открытку или декоративную закладку,
используя одну или несколько одинаковых фрагментов;
Развивающие: развитие творческой личности,
развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся; чувства
прекрасного, навыки работы на компьютере, дружеское и деловое общение учащихся
в совместной работе.
Воспитательные: воспитание интереса к
народным промыслам, к «Графике», любовь к предмету и
коммуникабельность.
Тип урока: интегрированный –
изучение новых знаний, формирование новых умений.
Материалы и оборудование: презентация: открытки,
закладки, легенда о Хохломе», технология изготовления, растительный узор;
изделия «Золотая Хохлома»; изделия и
посуда с хохломской росписью, образцы росписи, плакаты.
Ход урока
I.
Организационный момент.
Учитель: .
Прекрасная осенняя пора. Выглянет солнышко
из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья
берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А
это уже не осенний лес, а посуда, но такая же нарядная, красочная. Будто это не
обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую
посуду и на царский стол поставить не стыдно.
Итак, тема нашего урока «Открытки. Создание эскиза открытки или декоративной закладки» II. Активизация
опорных знаний: теплые и холодные цвета
Учитель. Обсуждение предметов раскрашенных теплыми и холодными цветами. Здесь
изображены предметы, имеющие теплые и холодные цвета.
Голубой, синий, фиолетовый - это холодные цвета, красный, оранжевый, желтый
– это теплые цвета. Зеленый может быть и теплым и холодным. Это зависит, к
какому цвету он ближе - желтому или голубому.
Учитель: А на этой картинке что видим?
- Цветовой круг: красный
оранжевый желты, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Еще я вижу радугу. Она
имеет такие же цвета, что и на цветовом круге. Чтобы вспомнить цвета радуги, мы запоминаем подсказку «Каждый охотник желает
знать, где сидит фазан»
Учитель: Какие вы молодцы, все помните, мне очень приятно. Вы мне доставили
большую радость своими познаниями, и у меня поднялось настроение. А у вас
хорошее настроение? Если хорошее настроение улыбнитесь друг – другу и пожелайте
успехов
Знакомство с новой темой:
1. Знакомство с
терминами «открытка», «графика»
Учитель: Сегодня мы знакомимся с терминами «открытка», «графика», познакомимся с
«Золотой Хохломой», которая имеет только теплые цвета: цвет солнца, огня,
тепла, цвет улыбки мамы.
Что же это за названия?
Открытка – это открытое письмо. Вы все
видели открытки, они продаются в магазинах, на почте. Открытки распространяются
огромными тиражами, они являются произведением искусства. Этот вид искусства
называется «графика». Раз их много производят, тиражами, то и отсюда
название «Тиражная графика». Открытки появились примерно в конце 19 века.
Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да
и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов
почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более
скоростных вариантов передачи информации.
Учитель: какие скоростные передачи открыток, кто скажет? (можно открытку послать по мобильному
телефону или по интернету).
Учитель: Да, ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее
главным образом как атрибут праздника и поздравления. Вы сегодня тоже
будете художниками-графиками и на компьютере выполните свою открытку с
хохломской росписью. Что за непонятное название – «Хохлома», и почему ее
называют «Золотой»? Чтобы это понять мы послушаем нашу поисковую группу,
которая приготовила нам стихи о «Хохломе».
2. Песня о хохломе. Ее
исполняет певица Мария Пахоменко.
Городок красивый есть,
И хвала ему, и честь,
Просто русский городок -
Волго-Вятский говорок.
Островок в лесах зелёных
В окружении озёр.
Город сказочный - Семёнов -
О тебе наш разговор.
Покупайте, покупайте для
красы и для души:
Поварёшки, чашки, ложки
и диковины-ковши,
Огненные кони в бликах
солнца, золотые купола…
И одним лишь словом это
всё зовётся - Хохлома! Хохлома, Хохлома.
А теперь сказать пора
О самих о мастерах.
Что ни мастер - чудодей -
Нет узора без затей!
Мастера резца и кисти -
Из-под ваших добрых рук
Травы, ягоды и листья
Распускаются вокруг
Хохлома, Хохлома.
И молва идёт не зря
Через горы и моря,
Восхищается весь мир -
Ай да русский сувенир!
Ах, какие чудо-краски,
Ух, российские умы!
И по свету бродят сказки
И улыбки Хохломы.
3. Послушайте стихотворение «Хохломская роспись»:
1 Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь
Отголоски лета
В зелени травы
Рощи – перелески
2 Шелковые всплески
Солнечно - медовой
Золотой листвы
У красы точеной-
Сарафан парчовый
3 По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома
4. Знакомство с «Золотой
Хохломой»
Учитель: Ребята, я расскажу вам
легенду о «Золотой Хохломе»: Хохлома родилась в Заволжье. По берегам рек
Керженец и Ветлуги издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду.
Свои изделия мастера делали похожими на золото и расписывали их орнаментом.
Хохлома - это торговое село, где изготавливали посуду и продавали ее на
крупнейших ярмарках. Легенда о том, как пришла на волжскую землю
"хохлома" и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают,
что жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил
его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше
всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и
перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься
прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как
простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и
появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими
веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали
люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились
рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он
отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела
народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им
секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели
все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера,
как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые
словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не
исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски,
напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты.
Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в
ней много вымысла, но ее, правда в том, что большое мастерство и большое
искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя
к ученику.
Рефлексия
- Понравилась вам легенда?
- Где родилась «Хохлома?»
- Из какого дерева изготовляли посуду?
- Если внимательно слушали легенду, почему краски цвета огня и пепла?
Как же изготовляли «Золотую Хохлому?».
У нас вокруг леса. Если есть лес, то человек имеет все: дома, дрова,
мебель, посуду. Для изготовления посуды мастера пилили пилой осину или липу.
Потом снимали кору, распиливали на небольшие чурбаны, выдалбливали углубления,
обрабатывали ножом и в конце шлифовали. Это называлось «Белье».
Изделие из дерева покрывают грунтом из глины, сушат в печи, шлифуют, чтобы
была гладкой.
П ее обмазывали олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой
легко пристаёт полуда. «Полуда» = это измельчённый порошок металла.
Втирание полуды – это «лужение» и посуда становится серебряным. Затем ее
красят и расписывают. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями
лака-олифы и закаливают в горячей печи. Серебряный цвет от высокой температуры
становится золотым.
Сначала хохломская посуда, какой была? (деревянной)
А потом из-за металлического порошка «Полуды»стала серебряной, а
после горячей печи стала золотой.
Учитель: Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.
Мотивы хохломской росписи это травка, кудрины. Художники любят
изображать ягоды: малину, смородину, калину, рябину. Если травка закручивается,
то она становится кудриной.
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия,
поэтому-то их так много в хохломской росписи
IV. Физкультминутка
V.Самостоятельная работа.
Вы сегодня художники-графики! Ваша задача
изготовить поздравительную открытку или декоративную закладку. Для этого
вы должны найти среди множества изображений то, что вам понравилось и выполнить
свою работу.
VI. Итог урока. Рефлексия.
1. Анализ работ.
Учитель: на уроке вы познакомились с
терминами «открытка», «тиражная графика», с хохломской росписью..
Вы соприкоснулись с тайной древнего
искусства, и, перекинув мостик в сегодняшний день, осуществили аналогичную
работу с помощью компьютерной техники.
Ребята, мы сейчас все вместе посмотрим
на открытки. Проведем анализ работ. (Дети сами проводит анализ).
Учитель: Вы сегодня были
настоящими художниками. Все работы прекрасны. Вы смело их можете подарить
мамам, учителям, своим друзьям. Все вы заслужили оценку «5».
2. Рефлексия:
Комментарии
Отправить комментарий