Урок Рисования в 3-А классе 11.11.2020

 :
Приложение к уроку


3 - А класс                                                                                                                                      11.11.2020 г.

Тема. Открытки. Создание эскиза открытки или декоративной закладки.

Цель урока: Формирование  умений для создания поздравительной  открытки или декоративной закладки.

Образовательные: познакомить учащихся с терминами «открытка», «графика», с народным промыслом «Золотая Хохлома»; научиться создавать открытку или декоративную закладку, используя одну или несколько одинаковых фрагментов;

Развивающие: развитие творческой личности, развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся; чувства прекрасного, навыки работы на компьютере, дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Воспитательные:  воспитание интереса к народным промыслам,  к «Графике»,  любовь к предмету и  коммуникабельность.

Тип урока: интегрированный – изучение новых знаний, формирование новых умений.

Материалы и оборудование:  презентация: открытки, закладки, легенда о Хохломе», технология изготовления, растительный узор; изделия «Золотая Хохлома»;  изделия и посуда с хохломской росписью, образцы росписи,  плакаты.

Ход урока

      I.          Организационный момент.

Учитель: .

Прекрасная осенняя пора. Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, а посуда, но такая же нарядная, красочная. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не стыдно.

 Итак,  тема нашего урока «Открытки. Создание эскиза открытки или декоративной закладки» II.        Активизация опорных знаний: теплые и холодные цвета

Учитель. Обсуждение предметов раскрашенных теплыми и холодными цветами. Здесь изображены предметы, имеющие теплые и холодные цвета.

Голубой, синий, фиолетовый - это холодные цвета, красный, оранжевый, желтый – это теплые цвета. Зеленый может быть и теплым и холодным. Это зависит, к какому цвету он ближе -  желтому или  голубому.

Учитель:  А на этой картинке что видим?

-   Цветовой круг: красный оранжевый желты, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Еще я вижу радугу. Она имеет такие же цвета, что и на цветовом круге. Чтобы вспомнить цвета радуги,  мы запоминаем подсказку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Учитель: Какие вы молодцы, все помните, мне очень приятно. Вы мне доставили большую радость своими познаниями, и у меня поднялось настроение. А у вас хорошее настроение? Если хорошее настроение улыбнитесь друг – другу и пожелайте успехов

Знакомство с новой темой:

1.     Знакомство с терминами «открытка», «графика»

Учитель: Сегодня мы знакомимся с терминами «открытка», «графика», познакомимся с «Золотой Хохломой», которая имеет только теплые цвета: цвет солнца, огня, тепла, цвет улыбки мамы.

Что же  это за названия?  

Открытка – это открытое письмо. Вы все видели открытки, они продаются в магазинах, на почте. Открытки распространяются огромными тиражами, они являются произведением искусства. Этот вид искусства называется «графика». Раз их много производят, тиражами, то и отсюда  название «Тиражная графика». Открытки появились примерно в конце 19 века. Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации.

Учитель: какие скоростные передачи открыток, кто скажет? (можно открытку послать по мобильному телефону или по интернету).

Учитель: Да, ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.  Вы сегодня тоже будете художниками-графиками и на компьютере выполните свою открытку с хохломской росписью. Что за непонятное название – «Хохлома», и почему ее называют «Золотой»? Чтобы это понять мы послушаем нашу поисковую группу, которая приготовила нам стихи о «Хохломе».

2.    Песня о хохломе. Ее исполняет певица Мария Пахоменко.

Городок красивый есть,

И хвала ему, и честь,

Просто русский городок -

Волго-Вятский говорок.

Островок в лесах зелёных

В окружении озёр.

Город сказочный - Семёнов -

О тебе наш разговор.

Покупайте, покупайте для красы и для души:

Поварёшки, чашки, ложки и диковины-ковши,

Огненные кони в бликах солнца, золотые купола…

И одним лишь словом это всё зовётся - Хохлома! Хохлома, Хохлома.

А теперь сказать пора

О самих о мастерах.

Что ни мастер - чудодей -

Нет узора без затей!

Мастера резца и кисти -

Из-под ваших добрых рук

Травы, ягоды и листья

Распускаются вокруг

Хохлома,  Хохлома.

И молва идёт не зря

Через горы и моря,

Восхищается весь мир -

Ай да русский сувенир!

Ах, какие чудо-краски,

Ух, российские умы!

И по свету бродят сказки

И улыбки Хохломы.

3.    Послушайте  стихотворение «Хохломская роспись»:

1  Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь

Отголоски лета

В зелени травы

Рощи – перелески

2  Шелковые всплески

Солнечно - медовой

Золотой листвы

У красы точеной-

Сарафан парчовый

3  По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома

4.    Знакомство с «Золотой Хохломой»

Учитель: Ребята, я расскажу вам легенду о «Золотой Хохломе»:  Хохлома родилась в Заволжье. По берегам рек Керженец и Ветлуги издавна  жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. Свои изделия мастера делали похожими на золото и расписывали их орнаментом. Хохлома - это торговое село, где изготавливали посуду  и продавали ее на крупнейших  ярмарках. Легенда о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают,  что жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские  чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.  Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее, правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Рефлексия

- Понравилась вам легенда?

-  Где родилась «Хохлома?»

-  Из какого дерева изготовляли посуду?

- Если внимательно слушали легенду, почему краски цвета огня и пепла?

Как же изготовляли «Золотую Хохлому?».  

У нас вокруг леса. Если есть лес, то человек имеет все: дома, дрова, мебель, посуду. Для изготовления посуды мастера пилили пилой осину или липу. Потом снимали кору, распиливали на небольшие чурбаны, выдалбливали углубления, обрабатывали ножом  и в конце шлифовали. Это называлось «Белье».

Изделие из дерева покрывают грунтом из глины, сушат в печи, шлифуют, чтобы была  гладкой.

П ее  обмазывали олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт полуда. «Полуда» = это  измельчённый порошок металла. Втирание полуды – это «лужение» и  посуда становится серебряным. Затем ее красят и расписывают. Когда изделие расписано, его покрывают несколькими слоями лака-олифы и закаливают в горячей печи. Серебряный цвет от высокой температуры становится золотым.

Сначала хохломская посуда, какой была?  (деревянной)

А потом из-за металлического порошка «Полуды»стала серебряной, а после горячей печи стала золотой.

Учитель: Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев.

 Мотивы хохломской росписи это травка, кудрины.  Художники любят изображать ягоды: малину, смородину, калину, рябину. Если травка закручивается, то она становится кудриной.

Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи

IV.   Физкультминутка

 V.Самостоятельная работа.

Вы сегодня художники-графики! Ваша задача изготовить поздравительную открытку или декоративную закладку.  Для этого вы должны найти среди множества изображений то, что вам понравилось и выполнить свою работу.

VI. Итог урока. Рефлексия.

1.    Анализ работ.

Учитель: на уроке вы познакомились с терминами «открытка», «тиражная графика», с хохломской росписью..

Вы соприкоснулись с тайной древнего искусства, и, перекинув мостик в сегодняшний день, осуществили аналогичную работу с помощью компьютерной техники.

Ребята, мы сейчас все вместе посмотрим  на открытки. Проведем анализ работ. (Дети сами проводит анализ).

Учитель:  Вы сегодня были настоящими художниками. Все работы прекрасны. Вы смело их можете подарить мамам, учителям, своим друзьям. Все вы заслужили оценку «5».

2.    Рефлексия:

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Урок по музыке в 3-А классе 06.11.20

Урок рисования в 3-А классе 02.12.20

Воспитательное мероприятие во время весенних каникул