Урок рисования в 3-А классе 02.12.20

02.12.20   Урок рисования в 3-А классе 

Приложение

Тема урока:
Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот. Волшебные фонари. Графическое изображение фонарей разной формы.

Цель урока: приобщение детей к миру окружающей их красоты

Задачи урока:

- расширение представлений учащихся о деятельности художников декоративно-прикладного искусства и дизайнеров;

-познакомить  де­тей с разнообразием и красотой ажурно-сетчатых конструкций оград и решёток (чугунное литьё, ковка); дере­вянным узорочьем изб, ворот;

-развивать умение видеть и ценить труд художников, создающий неповторимый облик города,  воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку их работам;

-формирование навыков работы с художественными материалами, овладение навыками прорезной аппликации;

-развитие художественно-творческих способностей учащихся;

-воспитание художественного и эстетического вкуса учащихся

Оборудование: презентация в картинках «Ажурные ограды» кузнечное ремесло, чугунные ограды  и решетки, современные декоративные решетки и ограды).

Музыкальный ряд: В.А.  Моцарт.  Рондо аллегро  «Маленькая серенада»

Материалы: карандаш, ластик,  черный фломастер.


Ход урока

1.Организационный  момент.

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку, активизация внимания учащихся)

2.Вступительная беседа, повторение пройденного материала, актуализация знаний учащихся.

- Над какой темой мы работаем  с вами в этой  четверти?

(Искусство на улицах твоего города (села))

- На прошлом уроке мы с вами говорили о парках, скверах, бульварах.

 Для чего в городах создают парки? (зона отдыха)

- А кто занимается проектированием зеленых островков природы в городах, оформляет внешний вид улиц города? (художники-дизайнеры)

 - Какая цель работы художников-дизайнеров? (украшают город)

3.Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся

-Ребята, посмотрите на это  изображение, оно  имеют отношение к сегодняшней теме урока. Это кружево.

-Что же такое кружево? Сообщение уч-ся о кружеве.

Показ презентации «Ажурные ограды»

-Ребята, а как вы думаете, можно ли создать кружево из других материалов?   (Можно)

-Кружевной  ажурный рисунок, можно создать не только переплетением нитей, но и из проволоки, металла и  дерева.

-А что означает  слово ажур? Обратимся к толковому словарю.

 -Ажур - это узор со множеством небольших сквозных участков, разделенных тонкими перемычками  и создающих сложную композицию (используемый в изделиях из металла, дерева, а также в вязании, в плетении и т.п.).

-Давайте с вами посмотрим, где же мы можем увидеть эти ажурные кружева.

Для декоративной отделки предметов быта (чаш, кубков, вазочек для конфет, блюд, туалетных коробочек, пудрениц, подстаканников)  использовали  кружево из гладкой металлической  проволоки, соединенной между собой.

В старину, при постройке дома вырезали кружева для оформления окон (наличники, ставни), фронтонов. Эти де­тали выполняли из дерева.

Деревянными кружевами оформляли ворота и заборы, пристройки к домам и мебель, уголки в домах и даже печные трубы.

А еще были мастера, которые выполняли кружева из металла, металлических прутьев. Их особым образом переплетали, соеди­няли и получали нарядные ажурные  ограды.

Ребята, тема нашего урока  «Ажурные ограды»

- Что же такое ажурные ограды, для чего они нужны  и где мы можем их увидеть?

Ажурные  ограды - это кованное ограждение  из металла.

Ограды нужны для того, чтобы оградить пространство, увидеть их мы можем в парках, скверах, на набережной и т. п.)

Давайте с вами перенесемся в прошлое и узнаем,  как и кем  рождалась эта  красота из железа.

Сообщение для учащихся.

Железо долго живёт. Поэтому красота эта дошла до наших дней. Сохрани­лись и по-прежнему украшают городские и деревенские улицы кованые решёт­ки, ворота, навесы над крыльцом.

Вам, наверное,  встречались невзрачные, угрюмые заборы из сплошных досок или бетонных плит…Город они не украшают, глаз не радуют.

Ажурные ограды  делают из металла, для их создания требуется тяжелый труд, но кажутся ли они грубыми, тяжеловес­ными? Наоборот, они выглядят легкими и изящными. Ажурные, строгие, причудливо изогнутые, изящные формы вызывают чувство восхищения.

Это природа подсказала художнику, как можно сделать такие прочные и изящные конструкции.

Как сцепились между собой тончайшие нити и жесткие перегородочки! Это сцепление и переплетение сделало хрупкие творения природы очень прочными.

Паутина, замысловатые морозные узоры  на стекле, элементы растений - все это и легло в основу ажурных оград.

 Многие ажурные ограждения, которые есть в городах нашей страны, известны всему  миру  и представляют собой художественную ценность.

Это произведения кузнечного искусства в  Санкт- Петербурге, красивейшего города основанного Петром I. Неотъемлемой его частью является удивительно разнообразное по рисунку «чугунное кружево»- садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решетки, ворота, фонари,  Не случайно воспевая красоту Петербурга, поэты  упоминали и «оград узор чугунный».

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»     А.С. Пушкин

 

-Ограда летнего сада известна всему миру (автор проекта ограды - архитектор Юрий Матвеевич Фельтен).

О Фельтен! Как дивятся поколенья

Твоей решетке (век она жива!),

Когда сквозь тонко связанные звенья

Просвечивает сизая Нева…»

Из мрамора волнистого колонны

Кругом теснились чинно, и балконы

Чугунные воздушною семьей

Меж них гордились дивною резьбой,          В.А.Рождественский

 

-Ребята, в нашем городе тоже есть места, где можно увидеть ажурные ограды.

 Они тоже очень красивы и изящны.

4.Объяснение учебного задания

- Какую работу мы выполняли на прошлом уроке? (создавали образ парка)

-Как вы думаете, чего не хватает в нашей работе?  (ажурных оград)

- Хотите, чтобы в нашем городе не было скучных заборов? Да!

   Каждый из вас сегодня выступит в роли художника-дизайнера.

И вашей задачей будет выполнить проект ажурной  ограды.

-Что значит ажурное ограждение? (воздушное, легкое)

Да, ограда должна быть легкой и воздушной, чтобы не перекрывать красоту природы, а дополнять ее.

(С помощью демонстрационных таблиц детям объясняется поэтапное выполнение работы).

 (в качестве фона может быть использована работа «Парк»)

5.Творческая деятельность учащихся – выполнение проекта ажурной ограды .

Музыкальный ряд: Моцарт: Рондо аллегро (Маленькая серенада)

6.Выставка работ учащихся

Рефлексия

- Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

-Какая ажурная ограда очень знаменита?

- В каком городе она находится?

-Что понравилось? В чем испытывали трудность?

7.Итог урока

Все работы интересны по-своему, в  каждой есть что-то особенное.

Все ребята молодцы!

  Ребята, самые различные здания, сады, парки, витрины, фонари, ажурные ограды – все это вместе составляет лицо города, его образ. И мы  уже знаем, какую большую роль здесь играет художник.

Давайте будем  внимательными и аккуратными, бережно относиться к труду людей, которые создают для нас красоту.

8.Д/з: поискать в журналах, книгах образцы ажурных оград и оценить их художественные достоинства.

  9.Уборка рабочего места

Приложение 1.

КРУЖЕВО, текстильное изделие (ручной или машинной работы) без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей. Кружева выполняют из ниток с помощью плетения, вязания или вырезания из тканей.

 В России кружево было распространено с давних пор, даже в глухих  деревнях умелые женские руки стремились украсить самую простую, неприхотливую повседневную вещь,

Приложение 2.

Это было в старые времена. На берегу тихого заросшего пруда, чуть в стороне от села, стоял дом, больше похожий на сарай. Из села до­носились ребячьи голоса, лай собак, пенье петухов.  А здесь тишину нарушали лишь удары тяжёлого молота, звонкий стук небольших молотков и шипенье воды.

В приоткрытые ворота при вспышках красноватого зарева можно было уви­деть бородатых людей с прокопчёнными лицами, с волосами, стянутыми вокруг головы ремешком, в широких кожаных фартуках и с сильными мускулистыми руками. Здесь, в кузнице, трудились кузнецы.

Слово «кузнец» в русских источниках означало «мастер по металлу».

Знали кузнецы особые секреты, разгадать которые мог не каждый. Долго приходилось поработать парню в подмастерьях, чтобы постичь все хитрости кузнечного ремесла.

Вот перед мастером железо. Он рассматривает, раздумывает, что да как будет из него делать. Рядом в большой печи — горне, подмастерье раздувает ме­хами огонь. На жаркие-жаркие угли он кладёт железо. И сначала раскалится оно докрасна. А когда совсем побелеет, станет податливым и послушным, тут-то вытащат его клещами из горна и положат на наковальню.

Поворачивает, постукивает по нему небольшим молотком мастер, намечая форму будущей вещи. Только стукнет молоточком, как на это же самое место с силой опускается молот-кувалда.

Молот мнёт железо, сплющивает, растягивает, то делает его плоским, то за­кручивает в завиток. Уверенно работает мастер. И под точными ударами бес­форменный кусок металла, глядишь, превращается в подкову или в дверную ручку, да не простую, а похожую на птицу.

Готовую вещь опускают в кадку с холодной водой. Вода шипит, пузырит­ся.

 А железо закаливается и становится ещё твёрже. Теперь оно долго будет служить людям.

Много разных вещей для домашней работы ковали кузнецы. Старались кузнецы делать всё нарядным, чтобы вещи радовали своей красо­той. А сколько причудливых решёток для оград приходилось ковать!..

Железные ограды получались самых причудливых узоров.  Вот где проявились фантазия и умение кузнецов!

Железо долго живёт. Поэтому красота эта дошла до наших дней. Сохрани­лись и по-прежнему украшают городские и деревенские улицы кованые решёт­ки, ворота, навесы над крыльцом. А ещё искусство кузнецов можно увидеть в музеях.

 

 

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Урок по музыке в 3-А классе 06.11.20

Воспитательное мероприятие во время весенних каникул