Урок по музыке в 3-А классе 06.11.20

 

06.11.2020 г.                                                                                                           Класс  3
Приложение:
Слайды к уроку
https://drive.google.com/file/d/16lLaqfls2X0mLYvZGvPGSOlW8Qnv4V25/view?usp=sharing
Аудиозаписи
https://drive.google.com/drive/folders/1z01EhmNd6hJa1TMIrp6NGIzFbX_LFnLm?usp=sharing

– А

Тема урока. Былина. Былина о Добрыне Никитиче. Воспр.: Опера - былина «Садко» Н. А.Римского-Корсакова. Песня Баяна “Дела давно минувших дней…” из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”. Исп.: Р. Паулс. «Кашалотик».

Цели урока:

1.Формирование представление о жанре былина, о ее героях исполнительских и музыкальных особенностях. Знакомство с творчеством русских композиторов Н. А.Римского-Корсакова, М.И. Глинки. Закрепление знаний о былине.
2.Развитие тембрового слуха - определять по звучанию народные, симфонические и называть их. Развитие мелодического слуха, памяти, ассоциативного мышления.
3. Поддерживать интерес к старинным музыкальным жанрам, к классической музыке.

Задачи: формировать универсальные учебные действия для 3 классов на основе ГОС 2020 г., таких как владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах.

Музыка: 

Восприятие:

“Былина о Добрыне Никитиче” (“То не белая береза к земле клонится…”)

Песня Баяна “Дела давно минувших дней…” из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”

Опера - былина «Садко» Н. А.Римского-Корсакова.

Исполнение: Р. Паулс  «Кашалотик».

Ход урока

1.Организационный момент

- Встали, подравнялись, сели. Ручки положите на коленки, спинку держим прямо. Начинаем урок музыки.

-Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и  встретимся с удивительным  музыкальным искусством русского народа….

Тема урока:  Былина. Былина о Добрыне Никитиче.

(Чтение былин о богатырях)

Из того ли что из города из Мурома,

Из села, да Карачарова,

Выезжает оттуль да добрый молодец,

Ни своем ли выезжает он на добром коне,

Он уж старый казак, да Илья Муромец.

- Что я прочитала? (былину)

- Как её читала?  (неспешно, напевно)

- Легко ли читать былины? Почему?

- Как нужно читать былины, былинные сказы? (Главное качество при исполнении былины – напевный характер текста)

Что такое былина

–Давайте вспомним, что такое – былина? (народная песня-сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины)

Рассказ учителя о былинах

Самым древним жанром русских народных песен являются былины, им более 1000лет.

– Когда-то давным-давно слова «былина» не существовало, а вот песни, которые рассказывали о подвигах и делах минувших лет, называли старинками или старина, что означало «быль»,то есть правдивое повествование. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали.

Итак, былины – это русские народные песенные сказания.

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или в непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель нараспев сказывал:

Вы послушайте-ка, люди добрые,

Да былину мою, правду-истину.

Первые былины сложились еще в Киевской Руси. Дольше всего, почти до наших дней, былины сказывались на Севере – в деревнях и селах по побережью Белого моря, по берегам северных рек и озер.

Особенно много былин сложил народ о подвигах богатырей, защищавших Русь.

- Прослушайте былину о русских богатырях.

СЛУШАНИЕ  «Былины о богатырях»

Демонстрация репродукции картины В.М. Васнецова«Богатыри»

- Ребята, вы слушали былину, как раньше называлась наша страна? (Русь)

- О ком вы прослушали? (о героях – богатырях, которые  защищали землю русскую) земля какая была?

Перед нами картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

-Готовим ответы на вопросы по картине.

(карточки учащимся с вопросами)

 БЛИЦ – ОПРОС: (БЫСТРЫЕ ответы)

  • Кто изображен на картине? (на картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
  • Кто они такие и как их называют? (Это богатыри, защитники своей земли).
  • Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека, богатого).
  • Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание  на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому - ум, третьему - доброта).
  • На ваш взгляд, что важнее для богатыря из этих трех качеств? (сила, ум и доброта вместе).

- Исследователи устного народного творчества решили так, что с именем Ильи Муромца связаны народные представления о силе, с именем Добрыни Никитича - об уме, а с именем Алеши Поповича – одоброте. Любого врага победят три этих богатыря, потому что вместе они и сила, и ум, и хитрость.

-В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их, могучими и красивыми, одетыми во всё самое лучшее, самое надёжное и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ,  доверивший своим сынам – богатырям защищать заставу, нашу землю.

- Из глубины веков дошла до нас «Былина о Добрыне Никитиче». А известный русский композитор Николай Андреевич  Римский-Корсаков написал музыкальное произведение к этой былине.

Портрет композитора Н.А. Римского – Корсакова.

 «Былина о Добрыне»

- Послушайте «Былину о Добрыне Никитиче» в обработке Н.А. Римского – Корсакова.

СЛУШАНИЕ «Былины о Добрыне»

- Какая музыка звучала при исполнении былины? (распевная, былинная, неторопливая, спокойная, плавная, повествовательный склад былины)

- О чём рассказывали былины? (о важных событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли Русской)

- Какие черты русских богатырей – защитников Отечества прославляются в былинах? (храбрость, смелость, сила, отвага)

- Кто исполнял былины в древности? (сказители)

- Почему исполнителей былин называли певцами – сказителями? (рассказывали как сказки, передавали из уст в уста)

ГУСЛИ

В давние времена жили на Руси скоморохи.

- А кто это? Это музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления. Ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении рожков и гудков и других музыкальных инструментов.

Найди на рисунке гусли. Подпиши названия музыкальных инструментов.

- Какой музыкальный инструмент самый древний? (гусли)

- Самым главным и незаменимым инструментом были…(Гусли).

- Молодцы! С заданием справились.

- Конечно – гусли. Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит, гусли - это гудящие струны.

- Русские гусли - инструмент очень древний. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево  явор - белый клен, растущий на юге.

- Самыми первыми исполнителями на гуслях были скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а также  на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.

- Давайте послушаем, как звучат гусли.

СЛУШАНИЕ музыкального фрагмента звучания гуслей

- Опишите основные черты прозвучавшей музыки.(напевная, грустная, нежная, плавная)

- Ребята, как играли на гуслях в старину? 

(Клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук) 

А как сейчас? (Держа на коленях "вертикально", защипывая струны или проводя аккорды и глуша ненужные струны)

- Как звали исполнителей на гуслях? (гусляры)

- Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины.

- Прошло время, но гусли не остались в прошлом. И в наше время нашлась работа для такого самобытного инструмента. Гусли входят в состав народных оркестров. Да и сольные концерты гусляров – не редкость.

- Древние былины не забываются, и мы имеем возможность, и сейчас наслаждаться звучанием русских народных инструментов.

- Не каждому давалось исполнять былины. Сказитель – исполнитель былин, который наперевес с гуслями ходил по деревням, селам, городам и приносил новости. На Руси певцы несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты. Самым известным певцом – сказителем, чьё имя дошло до нашего времени, был Баян.

- В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы Михаила Ивановича  Глинки «Руслан и Людмила» и опишите прозвучавшую музыку в песне.

Портрет композитора М.И. Глинка

СЛУШАНИЕ музыки  «Песнь Баяна» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

- Эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.

- Для продолжения пути надо немного отдохнуть.

Физминутка

 

Песни  САДКО

- Известный русский композитор Николай Андреевич  Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину «Садко».

Садко — ещё один былинный герой. Садко - певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель, он мечтал о счастье всех людей, поэтому отправился искать птицу счастья в далёкое морское путешествие.

Прослушаем фрагменты песен из оперы «Садко» «Ой, ты тёмная дубравушка»

СЛУШАНИЕ  Песни «Ой, ты тёмная дубравушка»

- Какое настроение у этой песни? (протяжная, задумчивая, тоскливая, напевная)

- Почему грустное настроение? (А настроение грустное, печальное, потому что Садко поёт её вдали от родного дома)

- Композитору Римскому-Корсакову очень близко такое настроение, потому, что ещё до того, как стать композитором, он так же был мореплавателем, и по долгу службы, ему часто приходилось быть в разлуке со своими близкими.

- Садко, однажды, попав, в гости к морскому царю, поразил его своей великолепной игрой.

Знакомство с песней Р. Паулса «Кашалотик».

Прослушивание песни. Стиль исполнения песни.

Знакомство с текстом песни.

Исполнение первого куплета песни и припева.

Итог урока

- На уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины. А сейчас выполним тест для проверки знаний по теме.

- С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.)

- О каком музыкальном древнем русском народном  инструменте  говорили? (О гуслях.)

РЕФЛЕКСИЯ

- А теперь дайте оценку своей работе. Перед вами лежат листочки – самооценки. Отметьте то, что вам подходит.

Урок окончен.

 

Блиц – опрос по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Кто изображен на картине?

Кто они такие и как их называют?

Как вы думаете, кого называют богатырем?

Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание  на выражение лица каждого из них?

На ваш взгляд, что важнее для богатыря из этих трех качеств?





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Урок рисования в 3-А классе 02.12.20

Воспитательное мероприятие во время весенних каникул