Урок рисования в 3-А 18.11.2020

 Иллюстрации к уроку

Тема: «Памятники архитектуры. Изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест»

Цели: обратить внимание школьников на оформление города; акцентировать интерес на памятниках архитектуры и бережном отношении к ним; обучить созданию проекта здания или архитектурного ансамбля; познакомить с понятиями «малая родина», «памятник архитектуры», «зодчество»».

Планируемые результаты: школьники получат представление о бережном отношении к памятникам архитектуры; научатся создавать эскизы архитектурных построек.

Оборудование: фотографии с образцами архитектурных строений разных видов и назначений, бумага, карандаш, краски, бумажные шаблоны.

Примечание. Педагог заранее вырезает из разноцветной бумаги геометрические формы – шаблоны для составления облика зданий (большие и маленькие круги, полукруги, квадраты, прямоугольники, треугольники).

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

II. Вводное слово

Вы каждый день выходите на улицы вашего родного города, и уже, наверное, не глядя, можете сказать, где какое здание расположено. Закройте на минуту глаза и вообразите, что шагаете по своей улице. Вспомните, мимо каких зданий вы проходите, когда идёте из дома в школу.

- Кто хочет рассказать об этом? (Ответы школьников.)

Как называется страна, в которой родился человек? (Родина.)

Верно, наша родина – молодое государство Донецкая Народная Республика. Но ещё у каждого из нас есть город или село, в котором он родился, и это место принято называть малой родиной. Например, знаменитый русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, значит, Москва – это и есть его малая родина.

- Все ли из нас знают, где родились? Можете вы назвать этот город, село? (Ответы школьников.)

Человек может родиться в одном месте, а потом переехать в другое, но его малая родина останется с ним навсегда. И каждый город, каждое село имеют свой неповторимый облик. Часто это связано со зданиями, которые там построены.

·        Есть ли в вашем городе красивые здания, о которых бывает приятно вспомнить?

·        Чем вам нравятся эти здания?

·        Видели ли вы по телевизору или на фотографиях здания, которые являются знаменитыми?

·        Что это за здания? (Ответы школьников.)

Сегодня на уроке вы узнаете много о памятниках архитектуры и сами попробуете создать проект такого здания.

III. Сообщение темы урока.

 «Памятники архитектуры. Изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест».

Запись на доске:

Памятники архитектуры – это не просто здания, а хранители наследия предков. Они составляют часть культурного достояния страны, народа, человечества.

IV. Беседа по теме урока

- Чем отличаются друг от друга городские сооружения?

- В чём заключается их различие?

- Можем мы отличить здание театра от жилого дома? В чём заключается их различие?

- Можем мы отличить здание завода от здания школы? В чём заключается их различие?

. Очень интересно наблюдать за памятниками архитектуры, построенными в разное время и разными мастерами, находить в них различие и особенности построения каждого здания.

- Назовите профессии людей, которые оставили нам в наследство памятники архитектуры. (Архитекторы, строители.)

Профессия «архитектор» имеет ещё другое название – «зодчий», в старину это слово даже было более популярным. В переводе с греческого языка слово «зодчий» означает «главный строитель», т. е. – автор проекта, по которому проводится строительство. От этого слова произошло другое - «зодчество», что означает науку и искусство созидать здания.

Когда рассказывают о старинных постройках, о зданиях, которые являются памятниками архитектуры, то чаще используют слово «зодчий». Повторите его вместе и запомните.

К памятникам архитектуры надо относится бережно, это здания, которые имеют историческую ценность. Если мы знаем, в каком веке был выстроен тот или иной дом, то по его блику можно представить себе, как выглядели тогда города, какие материалы для этого использовались.

В этом можно убедиться, рассмотрев здания старинной архитектуры и современной.

(Педагог проводит демонстрацию фотографий старинного и современного зданий.)

Мы можем проанализировать только внешнюю часть зданий, их фасады.

Фасад – это передняя часть здания.

У поэта В. Маяковского есть стихотворение «Кем быть?». В нём говорится о разных профессиях, в том числе и архитектора, зодчего.

… Я бы строить дом пришёл,

Пусть меня научат!

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Это будет перед,

Называется фасад.

Это - каждый разберёт:

Это – ванна, это – сад.

- Как называется передняя часть здания? (Фасад.)

Рассмотрим фасады зданий, построенных в разные эпохи.

(Демонстрация зданий старинной постройки.)

Это старинный жилой дом. Вы видите, что он невысок, сделан из камня, имеет большое число украшений по фасаду. Дом оформлен декоративными деталями – вьюшками, изображениями животных. Они называются словом «лепнина». Раньше их делали из глины. Окна небольшие, оформленные резными деревянными наличниками. По внешнему виду здания ясно, что это дом зажиточного человека.

(Демонстрация современной постройки.)

А вот фасад современного дома. Он сделан из современных материалов, скорее всего из железобетонных плит. Железобетон – строительный материал, который был придуман в XXвеке.

- Расскажите о фасаде современного дома. (Дом имеет большое число этажей, преобладают прямые линии, нет украшений, много стеклянных окон.)

V. Демонстрация презентации в картинках.

Педагог демонстрирует презентацию с показом знаменитых исторических построек (Покровский собор, Дом Пашкова, новое здание МГУ, комплекс в Кижах и др.), давая пояснения о каждой постройке.

Школьники выясняют роль Мастеров Постройки, Изображения и Украшения в каждом памятнике архитектуры.

 

Материал для комментариев

1.     Покровский собор, или Храм Василия Блаженного – православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Это широко известный памятник русской архитектуры, который входит в список объектов Всемирного наследия международной организации ЮНЕСКО. В настоящее время Покровский собор – филиал Государственного исторического музея. Храм построен в середине XVI века по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани и победы над Казанским ханством. Существует много версий о создателях собора. Ранее считалось, что его строили двое зодчих – Барма и Постник. В настоящее время выяснилось, что эти имена принадлежат одному человеку – Постинку Яковлеву по прозвищу Барма, который потом также возводил Кремль в Казани.

Место, где он воздвигнут, неслучайное. Вы знаете, предание о том, что Москва строилась на семи холмах, так Покровский собор находится на главном холме – Кремлёвском. Хотя храм стоит не на территории самого Кремля, а на Красной площади, он является настоящим центром нашей столицы.

2.     Дом Пашкова – одно из самых знаменитых зданий Москвы классической постройки. Дом выстроен рядом с Кремлём, на Ваганьковском холме, на возвышении, поэтому из его окон можно обозревать площади и здания на территории Кремля, за кремлёвскими стенами. Дом Пашкова построен в конце XVIII века и его считают одним из красивых зданий столицы. Первым его владельцем был капитан – поручик П. Пашков, по фамилии которого дом получил название, а потом он был приобретён в собственность Москвы. Здесь сначала располагался университет, а в настоящее время дом принадлежит главной библиотеке страны – Государственной Российской библиотеке.

3.     Новое здание МГУ – высотное здание, которое было возведено в 1949-1953 гг., группой архитекторов (Л. Руднев, С. Чернышов и др.). В то время это было самое высокое здание Москвы, его высота вместе со шпилем, составляет 240 м, в нём 32 этажа. Это здание стало центром огромного комплекса Московского государственного университета, который находится на самой высокой точке Москвы – на Воробьёвых горах. Перед зданием МГУ, на площадке Воробьёвых гор с видом на Москву – реку устроена смотровая территория, с которой прекрасно просматривается панорама всей Москвы. Поэтому, всех кто приезжает в Москву на экскурсию, непременно привозят сюда, чтобы люди восхищались красотой нашей столицы.

4.     Деревянный архитектурный комплекс размещён на острове Кижи, на Онежском озере в Карелии. Это всемирно известный ансамбль, который начинался с двух церквей и колокольни. В 1966 г. Здесь был основан музей под открытым небом, куда привезли большое количество построек из разных районов Карелии – часовни, дома, мельницу. По одной из легенд, Преображенская церковь в Кижах была выстроена мастером – строителем из дерева одним топором, без единого металлического гвоздя. А по окончании постройки мастер выбросил свой топор в озеро, подчеркнув тем самым, что закончил возведение самого выдающегося творения в своей жизни и лучше ему просто не построить. Деревянный архитектурный комплекс в Кижах – уникальное собрание, музей под открытым небом, который входит в список особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Каждый памятник архитектуры отличается своей неповторимостью, уникальностью, является единственным в мире, поэтому к нему следует относиться с величайшей бережностью.

Знакомство с архитектурными памятниками города Донецка.

Демонстрация презентации в картинках.

VI. Создание проекта здания

Сейчас вам предстоит испытать свои силы, взяв на себя роль архитекторов. Вы получите наборы геометрических форм, из которых надо сложить воображаемое здание. Подумайте, как можно выполнить его необычным, привлекающим взгляд. Это может быть как современный дом, так и средневековый замок. Подумайте над вопросами.

- Каково предназначение будущего здания?

- Из каких частей оно будет состоять?

- Как его можно украсить?

При желании вы можете даже сделать проект не одного дома или здания, а нескольких. У вас получится целый архитектурный ансамбль.

(Школьники получают наборы плоских геометрических фигур, вырезанных из бумаги, выполняют задание.)

- У кого готов плоский проект его оригинального здания?

- Кто хочет рассказать о нём? (Ответы школьников.)

(Педагог проверяет и оценивает выполнение задания.)

VII. Задание для самостоятельной работы

Вы проверили свои возможности при создании нового здания. Теперь вам надо нарисовать его - то, которое вы сложили из отдельных частей, или новое, какое вам подскажет ваша фантазия.

Материал можете взять любой – карандаши или краска. Сделайте вашу постройку такой нарядной, чтобы про неё можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры.

Если вы будете выполнять работу акварельными красками, то сначала выполните для неё хотя бы простой карандашный эскиз, как вы уже делали на предыдущих уроках.

(Школьники выполняют задание.)

VIII. Физкультминутка

IX. Завершение работы

(Школьники завершают работу над рисунками.)

X. Рефлексия

- Какие здания называют памятниками архитектуры?

- Приведите примеры памятников архитектуры?

- Есть ли памятники архитектуры в том месте, где мы с вами живём?

- Какой памятник архитектуры вам понравился больше остальных?

- Чем он вам понравился?

- Что такое фасад?

- Как государство относится к памятникам архитектуры?

- Как можно отличить памятники архитектуры разных веков?

- Какова роль братьев – Мастеров при создании памятников архитектуры?

А теперь сочиним синквейн на тему «Памятник».

XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

 

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Урок по музыке в 3-А классе 06.11.20

Урок рисования в 3-А классе 02.12.20

Воспитательное мероприятие во время весенних каникул